8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русский кирпичный стиль

alekka4alin2012

alekka4alin2012

“Кирпичный стиль” — своеобразное архитектурное направление, выразившееся в полной замене лепных украшений более рациональным кирпичным декором. Иными словами, украшение наружных поверхностей фасадов выполнялось из того же материала, что и стены.

Рациональность и экономичность “кирпичного стиля” позволили применять его в самых различных “модификациях” (готической и романской, древнерусской и ренессансной), в зданиях массового и утилитарного назначения: в рядовой жилой застройке, в промышленных зданиях, в железнодорожных станциях и депо, а также в зданиях учебных корпусов и лечебных учреждений. Поэтому понятие “кирпичного стиля” применимо лишь к постройкам такого типа, а не к крупным официальным зданиям. В сущности, “кирпичный стиль” представляет собой рационализацию эклектики для массового и утилитарного строительства.

Убежденным апологетом “кирпичного стиля” в русской архитектуре был И.С.Китнер, который считал применение кирпичного декора (“без прилепов и раскраски”) для стен из того же материала примером правдивой, органичной архитектуры.

“Кирпичный стиль” демонстрировал практически неограниченные возможности фигурных кирпичей для создания самых сложных декоративных форм, но требовал высокого уровня строительного искусства. А для нашего края с его резко-континентальным климатом, с повышенной солнечной радиацией — он был просто спасением, так как позволял сохранять приличный вид строений довольно длительное время без дополнительных покрасок.

В Оренбурге уцелело довольно много построек, выполненных в “кирпичном стиле”. Это бывшие городские особняки, гостиницы, промышленные и железнодорожные здания, пожарные депо и тому подобное.

Пример бывшего городского особняка, выстроенного в “кирпичном стиле” -жилой дом по улице Чичерина, 14. Построен в последней четверти XIX века для купца Серякова.

Здание поставлено на высокий цокольный этаж, отличается симметричным построением фасада, выходящего на улицу, а также хорошими пропорциями. Декоративное оформление угловых ризалитов, оконных проемов, фризового пояса и аттиков сделано в несколько утяжеленных формах, напоминающих романские.

Наряду с кирпичным декором употреблены — в незначительной степени — и лепные детали (пилястры и капители обрамления окон первого и второго этажей, капители больших полуколонн, “бриллиантовые” квадры цокольной части). Имеются также металлические декоративные элементы: парапетные решетки, мелкие орнаментальные детали под декоративными арками оконных проемов.

К сожалению, в наши дни здание находится в крайне запущенном состоянии.

Другой интересный образец “кирпичного стиля” — бывшая гостиница “Гранд-отель” (Постникова, 27). Здесь привлекают внимание декоративные “выгнутые” лопатки первого этажа, кирпичные полуколонны второго со своеобразными капителями и базами из бетонных отливок, поясок из фигурных кирпичей.

Выше карниза находятся парапетные тумбы с металлическими вазонами, между которыми посещена красивая кованая решетка. В стиле здания выполнена и ограда, а также арка въездных ворот (сами ворота не сохранились).

Следующий пример “кирпичного стиля” — жилой дом по улице Чичерина, 49. До революции, это здание было известно в Оренбурге как “старые номера Коробкова” (“новые номера Коробкова” находятся напротив, Чичерина, 34).

Наряду с декоративными формами, присущими русской архитектуре того периода, на фасадах этого здания можно видеть типично местные художественно-архитектурные приемы: высокие аттики со слуховыми окнами, металлические козырьки с литыми кронштейнами над входами, ажурные кованые решетки ограждения балкона.

Представляет интерес жилой дом по улице Кобозева, 31 (некогда гостиница “Биржевая” с рестораном 1-го класса). На фасадах этого здания применены декоративные формы, заимствованные из классицизма и выполненные в кирпиче, точнее, из нескольких типов фигурного кирпича. Исключение составляют лишь капители полуколонн (из бетонных блоков).

К несчастью, это большое и красивое здание претерпело немало деформаций и находится в чрезвычайно запущенном состоянии. Не сохранились балконы второго этажа с уникальными металлическими решетками ограждения, исчезли парапетные решетки, заложены кирпичом балконные двери, кирпичная кладка местами сильно повреждена.

Но с особенным блеском “кирпичный стиль” применялся в архитектуре крупных производственных строений. Сохранилось огромное пятиэтажное здание, возведенное в 1903 году для паровых мельниц фабриканта Юрова (сейчас один из корпусов мелькрупзавода по улице Ташкентской)

Кирпичный стиль” здесь представлен его несомненно готической модификацией. На это указывают башня с курантами, угловые башенки, мощные аттики боковых ризалитов со стрельчатыми арками, ступенчатые кронштейны карниза, образующие аркатурный пояс. Особый интерес представляет восьмиугольная дымовая труба с кирпичным декором в верхней части. А в целом весь комплекс является примером высокого уровня строительного мастерства н качества исполнения архитектурных деталей.

То же самое можно сказать и о производственном корпусе мелькрупзавода по улице Орлова. Только здесь “кирпичный стиль” перемежается мотивами не только “готики”, но и “ренессанса”.

Или вот пожарное депо с каланчой, покроенное еще в 1876 году. Хотя здание имеет сугубо утилитарное назначение, архитектура его отличается высоким качеством. Композиция депо напоминает ратуши старинных западных городов, а декоративный карниз восьмиугольной башни ассоциируется со “сталактитовым” декором оренбургского Караван-Сарая.

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Кирпичный стиль

Кирпичный стиль — неточное название течения рациональной архитектуры конца XIX века. Начало этому течению положило творчество голландского архитектора Хенрика Петрюса Берлаге (Berlage, Hendrik Petrus, 1856-1934), который стремился использовать эстетические свойства натуральных материалов – кирпича с отделкой стен белым камнем (традиционный прием в архитектуре северных стран). Первоначально Берлаге строил в духе историзма, воспроизводящего формы нидерландского ренессанса.

Биржа в Амстердаме, построенная по проекту Берлаге (1897-1903), близка по стилю «кирпичной готике». Здание явилось впечатляющим сплавом национально-средневековой традиции (массивные стены, оживленные аркадами) и современных конструкций (огромный трехэтажный зал, перекрытый кровлей, опирающейся на оголенные стальные фермы). Последователи архитектора создали амстердамскую школу новой архитектуры рационалистического направления. Также широкое распространение «кирпичный стиль» получил и в России конца XIX — начала XX века.

Читать еще:  Отделка стен декоративными кирпичиками

Биржа в Амстердаме. Архитектор Х.П.Берлаге

Однако «кирпичный стиль» в большинстве европейских стран развивался в границах периода Историзма и эклектики второй половины XIX в. и только предвещал рационалистическое течение в архитектуре Модерна. В фасадах зданий произвольно сочетались мотивы разностильного декора, восходящего к романским, готическим, византийским прототипам (сравн. хайматкунст). С помощью глазурованного кирпича и фигурной кладки на фасадах зданий создавались причудливые орнаменты карнизов, тяг, наличников и порталов. Именно отсутствие целостного художественного стиля породило странное название: «кирпичный стиль». В Петербурге в этом «стиле» строили архитекторы И. Китнер, К. Шмидт, В. Шретер. В Новосибирске лучшие здания в этом стиле строил архитектор А.Д. Крячков.

Гостиница Метрополь, Новосибирск — НовониколаевскГородской Торговый корпус, Новосибирск — Новониколаевск. Архитектор А.Д. Крячков

В общем эклектичной и вторичной архитектуре сибири, и в частности, Новосибирска — Новониколаевска кирпичный стиль занимает значительное место. На примере двух зданий — гостиницы «Метрополь» по улице Революции и «Городского Торгового корпуса» на Красном проспекте архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова вполне можно проследить динамику от явной эклектики к архитектуре рационалистического модерна, свободной от предвзятой стилизации под какой-либо «чистый» исторический стиль.

КТО, КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ?

10 самарских зданий в русском стиле, которые стоит увидеть своими глазами

09 июня 2017, 10:47 7 241

Автор: Андрей Артёмов

Познав все прелести «басурманской» архитектуры, обращаем свой взор на просторы былинно-сказочной Руси с ее теремами и хоромами. Итак, наслаждаемся зданиями в русском стиле на улицах Самары.

Русский стиль

Годы существования стиля:∼ 1870-1900-е годы

Отличительные особенности
— Появление русского стиля во многом было обусловлено возросшим интересом к народной культуре и русской архитектуре XVI-XVII веков.
— Использование декора, свойственного русскому народному зодчеству (сводчатые потолки, «пузатые» колонны, гирьки и т.д.).
— Использование кирпичной кладки как декоративного элемента («кирпичный стиль»).

Примечание: при подготовке материала использована книга Вагана Каркарьяна «Самара-Куйбышев-Самара, или Три портрета одного города». Взятые оттуда отрывки выделены курсивом.

1. Городской театр

(Площадь Чапаева, 1)

Дата постройки: 1888 год
Архитектор: Михаил Чичагов

Одним из главных инициаторов строительства нового здания театра был Петр Алабин, которого многие критиковали за неудачный выбор места. В 1880-х годах нынешняя площадь Чапаева была городской окраиной. Первоначальная стоимость возведения театра была оценена в 84900 рублей, но вследствие изменений проекта увеличилась вдвое. К сожалению, первоначальный фасад был изменен в ходе позднейшей реконструкции советского периода. По счастью, сохранились его фото.

Проект Михаила Чичагова явился ярким отражением этой тенденции — план здания имеет торжественно-симметричную основу, характерную для архитектуры классицизма, а фасад решен средствами живописной декорации из арсенала зодчества московской архитектуры XVII века»

К слову, в истории самарского городского театра были и печальные эпизоды. Так, один из актеров в прямом смысле сгорел на работе.

2. Челышевские дома

(Фрунзе, 56 / Красноармейская, 60)

Дата постройки: 1895 (Фрунзе) — 1899 (Красноармейская) годы
Архитектор: Александр Щербачев

Заказчик строительства — известный самарский промышленник, домовладелец и общественный деятель Михаил Челышев. Принадлежавшие ему доходные дома так и именуют челышевскими. В историю Самары он также вошел как непримиримый ЗОЖевец, но это уже совсем другая история.

Помимо брутально-кирпичной монументальности фасадов, челышевские дома привлекают своими размерами. И если тот, что на улице Фрунзе, еще не так велик, то его брат с Красноармейской протянулся на целый квартал. Челышевские дома пользовались большой популярностью и не имели недостатка в арендаторах. Так, на нынешней Фрунзе снимал квартиру известный самарский врач Моисей Гринберг, построивший в последствии собственный доходный дом на углу Самарской и Рабочей.

А до постройки собственного здания в челышевском доме на Красноармейской располагалось управление Самара-Златоустовской железной дороги. О нынешних жильцах этого дома и их быте читайте здесь.

3. Доходный дом Каргиной-Чаковского

Дата постройки: ∼ 1898-1908 годы
Архитектор: Александр Щербачев

В течение 10 лет происходил процесс перестройки стоявших на углу нынешних Молодогвардейской и переулка Высоцкого трех домов в один большой. Финальный аккорд, после которого здание приобрело свой нынешний вид большинство архитекторов и краеведов приписывают Александру Щербачеву. Процесс строительства запустила купчиха Каргина, а конечным результатом воспользовался уже новый владелец этого усадебного места — купец Матвей Чаковский.

Для культурной истории Самары дом Каргиной-Чаковского важен тем, что именно в нем в 1960-х годах располагался городской молодежный клуб, одним из главных детищ которого была организация концерта Владимира Высоцкого в Ледовом дворце спорта.

4. Дом купчихи Сидоровой

Дата постройки: 1904 год
Архитектор: Георгий Мошков

На момент постройки — одно из высочайших зданий Самары. Как пишет Ваган Каркарьян, в этой постройке проявилось необычное нововведение архитектора Мошкова – использование аркад византийских храмов в проектировании жилых зданий. Например, основание купола решено в виде аркатурного пояса и ряда вытянутых арочных окон.

5. Дом Волкова

Дата постройки: ∼ 1900-1910 годы
Архитектор: неизвестен

Чуть в стороне от шумной Ленинградки притаился дом, сразу же привлекающий внимание белыми колоннами на краснокирпичном фасаде. Любопытный синтез элемента архитектуры классицизма и русского стиля.

Кем был товарищ Волков — история умалчивает. Можно лишь предположить, что это статский советник, гласный городской думы, инспектор Самарского реального училища Василий Николаевич Волков. Во всех списках культурного наследия этот дом упоминается как «Здание, где располагалась нелегальная типография Восточного бюро ЦК РСДРП». Неоднократно меняя место дислокации, она была накрыта полицией в июле 1905 года.

6. Дома купцов Васильева и Основина

(Молодогвардейская, 119 и 121)

Дата постройки: ∼ 1900-1905 годы
Архитектор: неизвестен

Небольшой заповедник дореволюционной застройки улицы Молодогвардейской отсылает нас к тем временам, когда на нынешней площади Куйбышева еще стоял кафедральный собор, построенный в неовизантийском стиле. Под стать ему были и выросшие близ него купеческие теремки.

Послереволюционная жизнь этих молочных братьев была весьма насыщена. Так, в доме Васильева в годы войны располагалось посольство Норвегии, в 1970-х годах — детский дом, а ныне в нем куют будущих чемпионов по фигурному катанию. А в доме Основина весной 1920 года располагалось Губернское управление милиции.

7. Здание духовной консистории

Дата постройки: 1905 год
Архитектор: Александр Щербачев

Начиная с 1872 года, в Самаре близ строящегося кафедрального собора со стороны нынешней улицы Вилоновской стал складываться «церковный» кластер. Началось все с постройки здания Духовной семинарии (ныне — Молодогвардейская, 133). Но главное место в нем по праву заняло здание Духовной консистории.

Что любопытно, первоначальный его проект в стиле неоренессанса Александр Щербачев разработал еще в 1895 году. Однако в столице его завернули, ибо все постройки духовного ведомства в те годы возводились, как правило, в «русском стиле».

В начале 1930-х годов здание было передано Куйбышевскому индустриальному институту. Его стали называть «учебным городком на Вилоновской». В позднесоветский период здесь размещался теплоэнергетический факультет. В 2005 году здание было возвращено епархиальному управлению русской православной церкви.

8. Мельница Стройкова-Якимова

Дата постройки: 1902 год
Архитектор: Александр Щербачев

Русский стиль находил свое применение и в промышленной архитектуре. Яркий пример тому мельница, построенная купцами Стройковым и Якимовым. Ее фасады, ориентированные на улицу, богато декорированы традиционными для этого стиля элементами: зубчатым карнизом, арочными наличниками, небольшими башенками. Оконные проемы имеют форму лучковой арки, а на четвертом этаже они образуют аркаду.

В 1910 году на мельнице Стройкова-Якимова случается пожар и она меняет собственника. Им становится купец Василий Карпов. Последний решил не останавливаться на достигнутом и начал строить по соседству новый внушительный по размерам корпус мельницы. Впрочем он так и не был достроен. С середины 1930-х годов мельница Карпова стала одним из корпусов Педагогического института.

9. Самарская Ольгинская община сестёр милосердия

Дата постройки: 1902 год
Архитектор: Тадеуш Хилинский

В 1891 году в Самаре была организована община сестер милосердия. Действовала она по уставу российского общества Красного Креста, находящегося под покровительством Государыни Марии Федоровны (жены Александра III). Община в свою очередь именовалась «Ольгинской» в честь великой княжны Ольги Николаевны (дочери Николая II). Здание строилось за счет добровольных пожертвований, а архитектор Хилинский бесплатно разработал ее проект. Фотографии интерьеров Ольгинской общины сестер милосердия ищите здесь.

В 1937 году здание Ольгинской общины сестер милосердия было надстроено до трех этажей. Стоит отметить, что реконструкцию провели, стараясь сохранить стилистику здания, что в целом удалось.

10. Здание губернской земской Управы

Дата постройки: 1898-1900 годы
Архитектор: Александр Зеленко

Мало кто помнит, но такое прогрессивное учреждение, как земское собрание, впервые было введено именно в Самарской губернии в 1865 году. Долгое время у Земской управы не было собственного здания. Но все изменилось на рубеже веков. Проект здания губернской земской управы выполнил архитектор Александр Зеленко.

Симметричное 3-этажное здание с высоким аттиком, слабо выступающими боковыми частями здания — ризалитами, имевшими широкое применение в архитектуре классицизма, богато украшено декором. Большую роль в создании самобытного фасада играют поэтажные ярусы, ритм килевидных наличников, арочных окон, грушевидные полуколонны и поэтажные тяги».

Не менее насыщено это здание и с исторической точки зрения. Здесь в 1902 году работала сестра Владимира Ленина Мария, в 1919 году разрабатывал план разгрома Колчака Михаил Фрунзе, большую часть советского времени в нем размещались различные учебные заведения.

Читайте также:

Фотографии: Влад Виноградов

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»

Архитектурный словарь

В рациональной архитектуре России последней трети XIX в. получает распространение так называемый кирпичный стиль. Простой и практичный способ отделки фасадов приходит на смену непрочной и недолговечной штукатурке. При возведении здания поверхность кладки стали оставлять обнажённой, либо облицовывали её высококачественным кирпичом или керамическими плитками. Использование полихромного кирпича, изразцов, терракотовых вставок, природного камня обогащало художественные возможности зодчества. Рациональность форм, их связь со свойствами материалов определяли характер построек кирпичного стиля. Массовое и дешёвое строительство больниц, школ, жилых домов, промышленных сооружений, казарм способствовало его утверждению. Выразительность построек при этом достигалась использованием рельефной кладки, узор которой выделялся пластикой и цветом. Отдельные образцы построек этого направления в Петербурге появились ещё в середине XIX в., например, здание съезжего дома Коломенской части (арх. Р. А. Желязевич, 1840-е гг.), ставшее архитектурной доминантой Калинкинской площади (пл. Репина, 1), но наиболее полное своё развитие как стиль оно получило в творчестве архитекторов И. С. Китнера и В. А. Шретера. Последний чаще других обращался к этим приёмам, т.к. был убеждён, что кирпичная облицовка в петербургском климате обладает большей прочностью, и на возведение строения требуется меньший срок. Разные вариации приёмов кирпичного стиля удалось создать В.А. Шретеру при возведении комплекса жилого дома и фабрики шёлковых изделий (наб. Фонтанки 183, 1872), дома в Зоологическом пер., 3 (1881), собственного дома на Мойке, 112 (1897) и мн. др. Благодаря творческим усилиям и влиянию В.А. Шретера кирпичная архитектура вышла за рамки стиля утилитарных сооружений. По богатству форм и цвета она не уступала архитектуре оштукатуренных зданий. Многие постройки зодчего явились в Петербурге лучшими образцами этого направления. На переходном этапе к модерну они воспринимаются как яркое проявление эволюции зодчества. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Смотреть значение Кирпичный стиль в других словарях

Кирпичный — кирпичная, кирпичное. 1. Прил. к кирпич. цвет. 2. Сделанный из кирпича. Кирпичная стенка. 3. Служащий для производства кирпича. завод. Кирпичная глина. чай — низший сорт.
Толковый словарь Ушакова

Стиль — м. штиль, немецк. в искуствах: пошиб; род, образ, вкус, манера. готический, мавританский. | В счислении времени: старый или юлианский, и новый или грегорианский стиль; первый отстал на 12 дней.
Толковый словарь Даля

Стиль — Совокупность приемов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.
О богатом, выразительном.
Словарь эпитетов

Кирпичный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: кирпич (1), связанный с ним. 2. Свойственный кирпичу (1), характерный для него. 3. Сделанный из кирпичей (1). 4. Предназначенный для производства.
Толковый словарь Ефремовой

Кирпичный — -ая, -ое.
1. к Кирпич. К. завод. К-ая промышленность. К-ая стена. К-ое здание. К-ая пыль. К. чай (низший сорт чая, спрессованный в виде кирпичей).
2. Коричневато-красный, цвета.
Толковый словарь Кузнецова

Межличностный Стиль Решения Конфликтов — — классификация подходов к разрешению конфликтов: недопущение конфликтных ситуаций, искусственное форсирование, использование компромиссов, решение сути конфликтной проблемы.
Политический словарь

Авторитарный Стиль Управления — (autocratic management style)-
форма управления, при которой
менеджер сосредотачивает в своих
руках всю полноту власти и не допускает других к участию в принятии решений.
Экономический словарь

Деловой Стиль — комплекс норм поведения, выработанный многолетней международной практикой делового общения.
Экономический словарь

Динамичный Стиль Жизни Предпринимателя — — стиль жизни обусловленный жесткой конкурентной борьбой среди предпринимателей, а также между предпринимателями и наемными работниками.
Экономический словарь

Европейский Стиль Исполнения Опционов — Система исполнения опционных контрактов, при которой покупатель опциона может исполнить контракт только в последний рабочий день, предшествующий сроку исполнения.
Экономический словарь

Инвестиционный Стиль (investment Style) — метод, применяемый инвестором для приобретения желаемых ценных бумаг.
Экономический словарь

Стиль — стиля, м. (греч. stylos, букв. палочка с острым концом для писания на навощенных дощечках). 1. совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства.
Толковый словарь Ушакова

Межличностный Стиль Решения Конфликтов — — пятизвенная
классификация подходов к разрешению конфликтов: недопущение конфликтных ситуаций, сглаживание конфликтов, искусственное форсирование,
использование.
Экономический словарь

Стиль Деловой — норма поведения, выработанная практикой делового общения.
Экономический словарь

Стиль Жизни — психологический фактор поведения потребителей, характеризующий манеры их поведения, привычки и вкусы.
Экономический словарь

Стиль Руководства — — обобщенные виды поведения руководителя в отношении с подчиненными в
процессе достижения поставленных целей. Возможна следующая
классификация: 1) авторитарный.
Экономический словарь

Стиль Руководства (управления) — способ обращении руководителей с подчиненными, характер отношений с подчиненными в
процессе исполнения служебных обязанностей. Принято различать авторитарный.
Экономический словарь

Стиль Руководства Автократический — руководитель вырабатывает директивы, команды, распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны подчиненных руководителю лиц.
Экономический словарь

Стиль Руководства Демократический — руководитель вырабатывает директивы, команды, распоряжения на основе предложений, вырабатываемых общим собранием работников или кругом уполномоченных лиц.
Экономический словарь

Стиль Руководства, Управления — характер отношений руководителей с подчиненными в
процессе исполнения служебных обязанностей. Принято различать авторитарный (автократический), демократический, либеральный стили.
Экономический словарь

Стиль Управления Акционерным Капиталом Сверху Вниз — Стиль управления, в соответствии с которым сначала проводится анализ общей экономической ситуации на рынке, а затем принимается решение о распределении активов среди.
Экономический словарь

Стиль Управления Капиталом Снизу Вверх — Стиль управления, при котором акцент со значимости экономических и рыночных циклов переносится на
анализ отдельно взятых акций.
Экономический словарь

Фирменный Стиль — совокупность изобразительных, визуальных, информационных средств, с
помощью которых
фирма подчеркивает свою
индивидуальность.
используется при оформлении.
Экономический словарь

Деловой Стиль — — комплекс норм поведения, выработанный многолетней международной практикой делового общения.
Юридический словарь

Стиль Руководства, Управления — характер отношений руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Принято различать авторитарный (автократический), демократический, либеральный стили.
Юридический словарь

Фирменный Стиль — — система изобразительных, визуальных, информационных и других средств, с помощью которых фирма подчеркивает свою индивидуальность. Ф.С. используется при оформлении.
Юридический словарь

Геометрический Стиль — в искусстве — ранняя (9-8 вв. до н. э.) стадияразвития древнегреческого искусства: геометрический орнамент,геометризованные фигуры людей и животных в вазописи, схематичные бронзовыестатуэтки.
Большой энциклопедический словарь

Дольче Стиль Нуово — (итал. «Dolce stil nuovo» — «Новый сладостный стиль»)- итальянская поэтическая школа кон. 13 в.: Г. Гвиницелли (глава школы),Г. Кавальканти, молодой Данте и др. воспевали в изящных.
Большой энциклопедический словарь

Звериный Стиль — условное общее название широко распространенных вискусстве древности стилизованных изображений отдельных животных, частейих тела или композиций из нескольких животных.
Большой энциклопедический словарь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector